Одним из приоритетов МОН остается переориентация системы образования на потребности человека. Все граждане должны уметь учиться в течение жизни и иметь доступ к качественной системе образования — на это должны быть направлены усилия специалистов и чиновников в сфере образования.
Последовательное получение образования возможно при условии соблюдения принципов перспективности и преемственности между смежными звеньями образования — в частности между дошкольным и начальным, начальным и средним.
Преемственность — это дидактический принцип обеспечения предпосылок к школьному обучению. Суть преемственности как общепедагогического метода: педагоги помогают ребенку подготовиться к обучению в школе без негативных последствий для его психики.
За время реформирования общего среднего образования была обновлена структура и было изменено содержание образовательного процесса. Все более насущным становится вопрос обеспечения целостного развития личности на всех уровнях образования.
Целостность между дошкольным и начальным образованием
Новая украинская школа определяет построение образования на всех его звеньях с максимальным учетом индивидуальных особенностей (физических, психологических, интеллектуальных) каждого ребенка независимо от его возрастной группы.
Формула успешной Новой украинской школы содержит следующие ключевые компоненты:
Компонент | Суть |
| ► формирование компетентностей, которые будут нужны ребенку для успешной самореализации в обществе |
| ► формирование социально-нравственных ценностей |
| ► партнерство между учениками, учителями и родителями |
| ► ориентация образования на нужды ученика в образовательном процессе |
| ► усвоение нового содержания и формирование необходимых жизненных компетентностей |
► условия, средства и технологии, необходимые для обучения учащихся, работников сферы образования и родителей как в учебном заведении, так и за его пределами |
В конце концов, принципы построения дошкольного и начального образования в условиях реформирования общего среднего образования в рамках Концепции Новой украинской школы имеют много общего.
Принципы построения дошкольного и начального образования:
- гуманизм как проявление уважения к личности — доброжелательное, заботливое отношение к детям без принуждения и насилия;
- учет возрастных особенностей детей и достижений предыдущего этапа развития;
- признание самостоятельной ценности каждого возрастного периода;
- ориентация на индивидуальные склонности, интересы, темпы развития детей;
- создание условий, комфортных для:
- развития познавательных и психических процессов у детей, их направленности на активность в социуме;
- осознания мотивов собственного поведения;
- позитивной самооценки;
- обеспечения самоуважения и вежливого отношения к другим;
- обеспечение реализации возможностей и способностей ребенка.
Ключевые компетентности ученика начальной школы
Компетентности ученика, определенные в Госстандарте начального образования:
- свободное владение государственным языком, способность ребенка общаться на родном и иностранных языках;
- математическая компетентность;
- компетентности в естественных науках, технике и технологиях;
- инновационность;
- экологическая компетентность;
- информационно-коммуникационная компетентность;
- культурные, гражданские и социальные компетентности;
- предприимчивость и финансовая грамотность;
- обучение в течение жизни.
Важно!
Указанные компетентности ученика НУШ должны формироваться на почве компетентностей, заложенных еще в дошкольном возрасте.
Ключевые компетентности ребенка дошкольного возраста
Компетентности, которые должны сложиться на этапе дошкольного образования:
- здоровьесберегательная;
- коммуникативная;
- предметно-практическая;
- игровая;
- сенсорно-познавательная;
- естественно-экологическая;
- художественно-продуктивная;
- речевая;
- социальная;
- личностно-оценочная.
Основные виды деятельности детей старшего дошкольного возраста должны быть сохранены и содержательно дополнены в младшем школьном возрасте. Среди основных направлений развития старших дошкольников:
- общение;
- игра;
- движение;
- познание;
- хозяйственно-бытовая деятельность;
- художественно-эстетическое развитие;
- конструирование;
- рисование;
- аппликация;
- лепка;
- пение;
- слушание музыки;
- хореография;
- театрализация.
Сохранение основных направлений развития будет способствовать постепенному переходу к процессу обучения как к новому виду деятельности в первом (адаптационно-игровом) периоде начального образования. Вместе с тем целью этой деятельности должны быть:
- развитие различных видов активности у детей;
- постоянная творческая самореализация;
- формирование новых компетентностей.
З чого ж почати організацію підвищення кваліфікації педагогів? Які документи оформити?
Сквозные умения ученика
Сквозные умения ребенка, которые являются общими для развития ключевых компетентностей:
- чтение с пониманием;
- выражения мнения (устно и письменно);
- системное и критическое мышление;
- способность логически обосновывать позицию;
- инициативность;
- творчество;
- управление эмоциями;
- конструктивное оценивание рисков;
- решение проблем и принятие решений;
- сотрудничество с другими.
Основой развития ключевых компетентностей детей в начальной школе являются базовые качества личности, приобретенные в дошкольном возрасте. К последним относятся:
- любознательность;
- наблюдательность;
- самостоятельность;
- инициативность;
- ответственность;
- отзывчивость;
- отсутствие ограниченности;
- креативность;
- межличностная положительная коммуникация и другие.
В период от пяти до шести (семи) лет у детей происходят целостные изменения личности, в ходе игровой деятельности формируются начальные компетентности, способствующие переходу к новому этапу развития в других социальных ситуациях. Главной задачей для старшего дошкольного возраста является формирование и развитие личностных качеств ребенка.
УДО и школа:
преемственность как ключевой элемент взаимосвязи
Начальная школа, опираясь на приобретения дошкольного детства, должна обеспечить дальнейшее становление личности ребенка, его интеллектуальное, социальное, физическое развитие.
В начальных классах дети укрепляют:
- ценностное отношение к родному краю, государству, украинской культуре;
- способность к критическому мышлению и творческому самовыражению;
- бережное отношение к здоровью и т.д.
Возьмите на заметку!
Формирование нового ведущего направления деятельности (в частности, учебного) в каждом из периодов развития ребенка не означает отказа от направлений, которые были ведущими на предыдущем этапе.
Образовательный процесс в начальной школе (в соответствии с положениями нового Государственного стандарта начального образования) организуют по циклам с учетом возрастных особенностей физического, психологического и умственного развития детей 6-10 лет.
Циклы начальной школы
► адаптационно-игровой | ► 1–2 классы | |
► основной | ► 3–4 классы |
Такая цикличность будет способствовать постепенному, психологически комфортному переходу ребенка от игры к учебе, которые являются ведущими видами деятельности дошкольного и младшего школьного возраста.
Обеспечивая преемственность и перспективность в работе УДО и начальной школы, можно создать условия для всестороннего гармоничного развития инициативной, компетентной и самодостаточной личности на первых смежных звеньях системы непрерывного образования.
Перспективность и преемственность между УДО и начальной школой: суть реализации
Реализация принципов перспективности и преемственности в учреждениях дошкольного и начального образования заключается в обеспечении единства, взаимозависимости и согласованности целей, содержания, форм и методов организации образовательного процесса:
- учителя начальных классов должны быть хорошо осведомлены об особенностях образовательных программ, методов и приемов развития, обучения, воспитания детей старшего дошкольного возраста, применяемых в учреждениях дошкольного образования;
- воспитатели старших групп должны быть ознакомлены с образовательными программами и технологиями обучения начальной школы.
Это необходимо для того, чтобы избежать ситуаций форсирования или, наоборот, искусственного замедления естественного темпа развития детей.
Кроме того, содержательную и технологическую составляющие образовательного процесса в УДО и начальной школе целесообразно согласовывать с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Элементы учебной деятельности:
- учебные интересы;
- учебные действия.
Элементы учебной деятельности формируются у детей старшего дошкольного возраста благодаря:
- учебно-познавательной деятельности, специально организованной взрослыми (учебные занятия);
- любым другим, специфичным для детей той или иной возрастной группы, видам детской деятельности, осуществляемой в УДО.
Так обеспечивается успешное приобретение новых компетентностей.
В свою очередь обучение в начальной школе призвано не просто обеспечить взаимосвязь сформированных компетентностей с учебной программой, но и расширить, углубить и усовершенствовать ранее полученные знания, умения и навыки, сформированные ценностные отношения, приобретенный опыт.
Связь содержания дошкольного и начального образования
Чтобы обеспечить преемственность детского сада и школы, важно установить прочную связь между содержанием дошкольного и начального образования.
В чем заключается эта связь? — В последовательной и постепенной реализации предусмотренных программ обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста, а затем и образовательной программы для учеников 1 класса начальной школы.
Возьмите на заметку!
Обучение ребенка письменной речи — чтению, письму — согласно положениям Государственного стандарта начального образования является задачей начальной школы.
В то же время недопустимо искусственно замедлять индивидуальный темп развития ребенка, не удовлетворяя при этом потребности старших дошкольников.
Комплексные программы развития детей старшего дошкольного возраста
Содержание учебной работы с детьми старшего дошкольного возраста реализуется в соответствии с действующими комплексными программами обучения, воспитания и развития, рекомендованными МОН, которые ориентируют воспитателей на формирование индивидуальной личности ребенка, раскрытие ее творческой направленности и развитие потенциальных возможностей.
Одной из таких программ является программа «Уверенный старт» (в новой редакции).
Главные задачи, которые планируется решить с помощью обновленной программы «Уверенный старт»:
- уравновешивание различных направлений развития личности ребенка с сохранением ее целостности;
- обеспечение закладки фундамента успешности ребенка посредством его деятельностной самореализации в условиях новых социальных ситуаций развития;
- построение новейшей удобной системы методического сервиса для педагогов и родителей.
Материалы программы образуют эффективный комплекс образовательных, развивающих, воспитательных функций и содержательных направлений организации жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста в пределах их возрастной компетентности.
Возьмите на заметку!
Выбранную образовательную программу принимают ежегодно в августе решением педагогического совета УДО.