Новая украинская школа — это главная реформа общего среднего образования МОН Украины во главе с Министром Лилией Гриневич.
Содержание статьи:
Основная цель - создать школу, где приятно учиться, где дети не только получают знания, но и умеют их применять в жизни.
Специальные подборки
К тому же, НУШ приятно посещать:
- учителям - ведь они мотивированы профессионально, обладают свободой творчества и академической свободой, больше моделей повышения квалификации, получают материальное стимулирование — надбавку за добровольную независимую сертификацию;
- ученикам - здесь прислушиваются к их мнению, учат критически мыслить, не боясь высказывать собственное мнение, быть ответственными гражданами;
- родителям, которые полагаются на сотрудничество со школой и взаимопонимание.
Первую версию ► «Концептуальных основ реформирования среднего образования» МОН обнародовало 17.08.2016, после этого состоялась презентация
В конечном счете после общественного обсуждения Коллегия МОН на заседании 27 октября 2016 года одобрила Концепцию Новой украинской школы
Что такое Концепция Новой украинской школы
Слово «концепт» — калька с латинского «conceptus» (понятие), от concipio - собирать, впитывать в себя, представлять, воображать, формулировать, образовывать и т.п.
Собственно текст Концепции НУШ доступно объясняет идеологию изменений в образовании, заложенных в новый Закон об образовании.
В презентации Концепции «Новая украинская школа: Пространство образовательных возможностей» было представлено понимание:
- формулы НУШ
- выпускника НУШ
- педагогики партнерства
- мотивированного учителя
- ребенкоцентризма и воспитания на ценностях
- автономии школы
- структуры новой школы.
Структура Концепции НУШ
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Что представляет из себя структура НУШ
видеопояснение
Цель и основные компоненты Концепции Новой украинской школы
Основное задание учителя Новой украинской школы:
- организовать компетентностное обучение (не знание ради знаний, а умение их применять в реальной жизни; не знать, а уметь пользоваться знаниями)
- обеспечить интегрированность содержания (внутрипредметную и межпредметную) на основе ключевых компетенций - не путем механического объединения предметов, а через приближение содержания образования к сенситивным периодам обучения, особенностям восприятия новой информации и т. п.
Компетентностный подход — это мостик, объединяющий школу с реальным миром и теми потребностями, которые ставит перед человеком жизнь, способный обеспечить жизненный успех в обществе знаний.
Компетентность — это динамическая комбинация знаний, умений, навыков, способов мышления, взглядов, ценностей, других личных качеств, определяющая способность человека успешно социализироваться, осуществлять профессиональную и/или дальнейшую учебную деятельность.
Ключевые компетентности НУШ
Основные компетентности определены в:
- Рекомендациях Европейского Парламента и Совета Европы «Об образовательных компетенциях для обучения в течение жизни» от 18.12.2006 (т.н. Европейские эталонные рамки)
- Концепции «Новая украинская школа»
- Законе Украины «Об образовании».
Обратите внимание!
Европейские эталонные рамки (англ. European Reference Framework) определяют 8 компетентностей:
- общение на родном языке
- общение на иностранных языках
- знание математики и общие знания в области науки и техники
- навыки работы с цифровыми носителями
- обучение ради получения знаний
- социальные и гражданские навыки
- инициативность и практичность
- понимание и самовыражение в сфере культуры.
В Законе об образовании обозначены 11 компетентностей ученика НУШ.
Все компетенции считаются одинаково важными, поскольку каждая из них способствует успешной жизни в обществе, основанном на знаниях.
Обучение и воспитание в Новой украинской школе
Обучение в НУШ, ее ценностно-мировоззренческая доминанта основывается на постулатах:
- педагогики партнерства
- позитивной психологии
- философии ребенкоцентризма.
Ребенкоцентризм
Основной в образовательном процессе является ориентация на потребности ученика.
Ребенкоцентризм в истории воспитания — это педагогическое течение, основанное на особом подходе к воспитанию ребенка. Самое полное фундаментальное теоретическое осмысление ребенкоцентризма совершил мыслитель и основатель новой педагогической системы Ян Амос Коменский. Он отмечал, что поскольку человек является частью природы, то и развивается он по законам, общим с природой, а значит, и учебно-воспитательный процесс должен строиться в соответствии с этими законами.
Личностно-ориентированная модель образования
В центре обучения в НУШ - личность ученика, его:
- потребности
- мотивы
- предыдущий опыт
- способности
- активность
- интеллект
- индивидуально-психологические особенности
- ценностные ориентиры.
Обратите внимание!
Поскольку обучение является антропоцентрическим по цели, содержанию и формам организации, то все методические решения проистекают из личности обучающегося.
Личностно-ориентированная модель образования предусматривает создание условий для развития личности:
- гармоничной
- морально совершенной
- социально активной
- профессионально компетентной
- саморазвивающейся.
Задача учителя в таком случае - координировать и направлять деятельность учащихся на:
- формирование коммуникативных и учебно-познавательных потребностей
- выработку обобщенных способов и приемов учебной деятельности
- постановку и самостоятельное решение конкретных учебных задач (познавательных, исследовательских, преобразовательных, проектных и др)
- усвоение новых знаний
- совершенствование умений во всех видах деятельности и т.п.
Обзор Концепции НУШ
в «Руководстве для учителя»