Психолого-педагогическая характеристика ученика: как составить

RU UA
Практическим психологам учебных заведений часто поступают запросы на диагностику ребенка и представление результатов обследования в различные службы. Оптимальным вариантом представления результатов обследования является психологическая характеристика ученика.

Формулирование психологического заключения является одним из важных профессиональных навыков практического психолога. Ведь необходимо обобщить информацию о клиенте, полученную по результатам беседы, проведения психологических тестов и других методик.

Образцы психологических характеристик учеников для представления на ПМПК:

► 2-й класс

► 3-й класс

► 5-й класс

Характеристика ученика: как правильно написать

Перед тем как обратиться к схеме характеристики, необходимо выяснить не менее важные вопросы. Так, готовя психолого-педагогическую характеристику ученика, психолог должен:

  • знать, где она будет использована;
  • учитывать пределы своей ответственности;
  • составить документ профессионально.

Вихідні - 2020

Куда и зачем характеристика

Чаще всего запрос поступает на представление характеристики ученика в:

  • ПМПК;
  • больницу (психиатру или психоневрологу);
  • социальную службу;
  • суд и т.п.

Знать целевое назначение характеристики крайне важно, ведь запрос определяет задачи и методы обследования. Если документ предназначается для:

  • ПМПК, то особое внимание специалист обращает на познавательную сферу;
  • социальных служб, то в характеристике (например, трудновоспитуемого ученика) делают упор на эмоциональное состояние, социальные контакты, личностные черты и т.п.

В любом случае на обследование ребенка, не достигшего 14 лет, требуется разрешение родителей. Исключением являются ситуации, связанные с вопросом опекунства над ребенком.

Если ребенку больше 14 лет, он может отказаться от диагностики. Исключением может быть его определенное психическое состояние, обусловливающее неспособность принимать адекватные решения.

Хорошо, когда родители ребенка имеют четкое представление о целевом использовании психологического заключения, например:

Однако в психологической практике встречаются ситуации, достаточно сложные в этическом отношении. Например, школьному психологу поступают запросы на выяснение того, к кому ребенок больше эмоционально привязан - к матери или к отцу.

В ответ на любой запрос практический психолог обязан:


составить максимально объективную характеристику, описывая психологические качества и состояние ребенка и не принимая при этом сторону любого из родителей или других заинтересованных лиц
защищать интересы клиента, которым является ребенок, а не его родители, социальные службы, адвокаты и т.д.


Желание помочь родителям может навредить и ребенку, и репутации психолога

План составления психолого-педагогической характеристики ученика

Где границы профессиональной компетенции?

Практический психолог в характеристике ученика приводит психологическое заключение, но не ставит медицинский диагноз («умственная отсталость», «задержка развития», «аутизм», «шизофрения» и т.п.).

Да, опытный психолог действительно может глубоко проникать в суть проблемы, разбираться в психиатрических или логопедических диагнозах, но в характеристике он приводит только профессиональное описание наблюдаемых психических качеств. В дальнейшем эта информация может быть ценной для психоневролога или дефектолога, которые и составят соответствующее заключение.

Не следует выходить за пределы компетенции и в вопросах спорных фактов. Например, заметив психологическую травму у ребенка, специалист должен будет описать только состояние, пусть даже он и понимает, что это состояние обусловлено определенными внешними факторами.

Во время консультации от ребенка можно получить информацию о причинно-следственных связях между событиями. Но и эти сведения следует использовать осторожно, особенно если показания являются непроверенными и могут негативно сказаться на судьбе ребенка.

Информацию о тех или иных фактах должны выяснять другие специалисты.

Вопрос содержания характеристики

Характеристика должна быть максимально объективной и обоснованной посредством психологической диагностики. Ее составляют на основании систематического (а не разового) исследования ребенка.

Не стоит в характеристике использовать сложную профессиональную лексику, особенно если с характеристикой будет знакомиться ребенок, его родители или специалисты-непсихологи.

Если клиент сам будет читать свою характеристику, осознание собственных проблем и личностных характеристик должно не травмировать его, а побуждать к развитию.

Характеристика класса образец

Также не указывайте без необходимости названия тестов, баллы, полученные по методикам, и т.п. Информация об этом остается в служебной документации практического психолога. Зато важно указать следующие определенные показатели:

  • уровень исследованного явления (высокий, средний, низкий)
  • преобладающий тип (мышления, восприятия, профессиональных интересов и т.п.)
  • личностный тип (например, темперамента, характера).

Ориентировочная схема характеристики ученика

Схема характеристики ученика не является шаблоном. Поэтому указывать или не указывать определенные данные — этот вопрос психолог решает в зависимости от запроса и целевого назначения характеристики.

Например, данные:

  • о жилищных условиях, раннем развитии или стиле семейного воспитания указывают в том случае, когда они влияют на психологическое развитие ребенка;
  • о профессиональных интересах отмечают для подростка;
  • о сформированности познавательных процессов сообщают для ученика начальной школы.

В конце характеристики обязательно делают общий вывод о состоянии ребенка, его психических качествах.

составлять ли характеристики для учащихся, окончивших 4-й и 9-й классы

Схема психологической характеристики ученика

Что описываем

Примеры формулировок

Общая информация о ребенке

ФИО, дата рождения

Информация об обучении и воспитании

Учится:

Сведения о семье

  • Род занятии родителей
  • Наличие братьев и сестер
  • Статус семьи (многодетная, неполная семья, родители разведены, один из родителей умер, женился во второй раз и т.п.)

Жилищные условия

  • Живут в квартире, собственном доме
  • Снимают комнату, живут у родственников
  • Жилищные условия не соответствуют санитарно-гигиеническим нормам

Состояние здоровья

  • Страдает хроническими заболеваниями, имеются дефекты
  • Перенес травмы и эмоциональные потрясения
  • Состоит на учете у врача-специалиста
  • Наблюдаются невротические реакции, плохой сон и аппетит, страхи
  • Информация о раннем развитии ребенка (когда начал ходить, говорить)

Процессы познания

Память

  • Восприимчивость памяти средняя (достаточная, низкая)
  • Лучше развита зрительная (слуховая, тактильная) память
  • Уровень развития механической (кратковременной, долговременной, логической) памяти достаточный (высокий, низкий)

Внимание, работоспособность

  • Внимание (не)стойкое
  • Процессы распределения и переключения на среднем (высоком, низком) уровне
  • Включение в работу быстрое/медленное
  • Способен работать сосредоточенно, не отвлекаться (сколько времени)
  • Быстро истощается, низкий уровень работоспособности (признаки усталости)

Мышление

  • Осознаёт отношения между предметами, действиями, явлениями, причинно-следственные связи
  • Сформированы мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования
  • Оперирует понятиями, способен к формированию суждений, умозаключений
  • Развито наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое, абстрактное мышление, их соотношение
  • Умен, быстро понимает учебный материал
  • Развито воображение

Личностная и эмоциональная сфера

Характер, темперамент, поведение

  • Психологические проявления доминантного типа
  • Темперамент (активность-пассивность, высокая-низкая работоспособность, быстрые-медленные реакции и темп деятельности, экстра— и интровертированность)
  • Трудности поведения, их проявления (с примерами)
  • Черты характера: послушание, любознательность, инициативность, спокойствие, рассудительность, выдержанность, замкнутость, дерзость, неусидчивость, упрямство, трусость, плаксивость, неуверенность, капризность, раздражительность, тревожность

Эмоционально-волевая сфера и самооценка

  • Преобладает фон настроения: подавленное, возбужденное, тревожное, агрессивное, адекватное, отстраненное
  • Самооценка занижена/завышена

Учебные и профессиональные интересы

Мотивация к обучению

  • Заинтересован в обучении, в отдельных предметах
  • Преобладают познавательные/социальные мотивы учения
  • Отношение к оценке, к похвале, требованиям, критике со стороны учителя
  • Взаимоотношения с учителями

Интересы

  • Направленность интересов: техника, рисование, музыка, спорт, коллекционирование и т.д.
  • Широта и устойчивость интересов

Профессиональные интересы и способности

  • Особые способности к какой-либо деятельности
  • Профессиональное самоопределение, кем мечтает быть

Коммуникативная сфера

Социальные связи со сверстниками

  • Круг общения. Референтная группа
  • Взаимоотношения с одноклассниками. Стремление к лидерству (признание лидером другими) или пассивность. Характер общения с лицами противоположного пола
  • Преимущественная тематика, ценности, мотивы общения
  • Отношение к товарищам (конфликтное, доброжелательное)
  • Коммуникативные умения и проблемы общения (замкнутость, коммуникабельность, конфликтность, стремление к общению, изоляция со стороны сверстников)

Отношения в семье

  • Гиперопека, недостаточное внимание, чрезмерная уступчивость к необоснованным требованиям ребенка, чрезмерно жесткая позиция по отношению к ребенку, дискриминация
  • Частые конфликты, дружеские отношения

ВЫВОДЫ

По материалам Анны Колесовой,
психолога,
г. Славутич Киевской обл.

Вебінар ВМДЗ

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді