Формулирование психологического заключения является одним из важных профессиональных навыков практического психолога. Ведь необходимо обобщить информацию о клиенте, полученную по результатам беседы, проведения психологических тестов и других методик.
Образцы психологических характеристик учеников для представления на ПМПК:
Характеристика ученика: как правильно написать
Перед тем как обратиться к схеме характеристики, необходимо выяснить не менее важные вопросы. Так, готовя психолого-педагогическую характеристику ученика, психолог должен:
- знать, где она будет использована;
- учитывать пределы своей ответственности;
- составить документ профессионально.
Куда и зачем характеристика
Чаще всего запрос поступает на представление характеристики ученика в:
- ПМПК;
- больницу (психиатру или психоневрологу);
- социальную службу;
- суд и т.п.
Знать целевое назначение характеристики крайне важно, ведь запрос определяет задачи и методы обследования. Если документ предназначается для:
- ПМПК, то особое внимание специалист обращает на познавательную сферу;
- социальных служб, то в характеристике (например, трудновоспитуемого ученика) делают упор на эмоциональное состояние, социальные контакты, личностные черты и т.п.
В любом случае на обследование ребенка, не достигшего 14 лет, требуется разрешение родителей. Исключением являются ситуации, связанные с вопросом опекунства над ребенком.
Если ребенку больше 14 лет, он может отказаться от диагностики. Исключением может быть его определенное психическое состояние, обусловливающее неспособность принимать адекватные решения.
Хорошо, когда родители ребенка имеют четкое представление о целевом использовании психологического заключения, например:
- дать характеристику уровня психологической готовности ребенка к школьному обучению;
- написать заключение по результатам профориентационной диагностики.
Однако в психологической практике встречаются ситуации, достаточно сложные в этическом отношении. Например, школьному психологу поступают запросы на выяснение того, к кому ребенок больше эмоционально привязан - к матери или к отцу.
В ответ на любой запрос практический психолог обязан:
составить максимально объективную характеристику, описывая психологические качества и состояние ребенка и не принимая при этом сторону любого из родителей или других заинтересованных лиц
защищать интересы клиента, которым является ребенок, а не его родители, социальные службы, адвокаты и т.д.
Желание помочь родителям может навредить и ребенку, и репутации психолога
План составления психолого-педагогической характеристики ученика
Где границы профессиональной компетенции?
Практический психолог в характеристике ученика приводит психологическое заключение, но не ставит медицинский диагноз («умственная отсталость», «задержка развития», «аутизм», «шизофрения» и т.п.).
Да, опытный психолог действительно может глубоко проникать в суть проблемы, разбираться в психиатрических или логопедических диагнозах, но в характеристике он приводит только профессиональное описание наблюдаемых психических качеств. В дальнейшем эта информация может быть ценной для психоневролога или дефектолога, которые и составят соответствующее заключение.
Не следует выходить за пределы компетенции и в вопросах спорных фактов. Например, заметив психологическую травму у ребенка, специалист должен будет описать только состояние, пусть даже он и понимает, что это состояние обусловлено определенными внешними факторами.
Во время консультации от ребенка можно получить информацию о причинно-следственных связях между событиями. Но и эти сведения следует использовать осторожно, особенно если показания являются непроверенными и могут негативно сказаться на судьбе ребенка.
Информацию о тех или иных фактах должны выяснять другие специалисты.
Вопрос содержания характеристики
Характеристика должна быть максимально объективной и обоснованной посредством психологической диагностики. Ее составляют на основании систематического (а не разового) исследования ребенка.
Не стоит в характеристике использовать сложную профессиональную лексику, особенно если с характеристикой будет знакомиться ребенок, его родители или специалисты-непсихологи.
Если клиент сам будет читать свою характеристику, осознание собственных проблем и личностных характеристик должно не травмировать его, а побуждать к развитию.
♥ Характеристика класса образец
Также не указывайте без необходимости названия тестов, баллы, полученные по методикам, и т.п. Информация об этом остается в служебной документации практического психолога. Зато важно указать следующие определенные показатели:
- уровень исследованного явления (высокий, средний, низкий)
- преобладающий тип (мышления, восприятия, профессиональных интересов и т.п.)
- личностный тип (например, темперамента, характера).
Ориентировочная схема характеристики ученика
Схема характеристики ученика не является шаблоном. Поэтому указывать или не указывать определенные данные — этот вопрос психолог решает в зависимости от запроса и целевого назначения характеристики.
Например, данные:
- о жилищных условиях, раннем развитии или стиле семейного воспитания указывают в том случае, когда они влияют на психологическое развитие ребенка;
- о профессиональных интересах отмечают для подростка;
- о сформированности познавательных процессов сообщают для ученика начальной школы.
В конце характеристики обязательно делают общий вывод о состоянии ребенка, его психических качествах.
составлять ли характеристики для учащихся, окончивших 4-й и 9-й классы
Схема психологической характеристики ученика
Что описываем | Примеры формулировок |
Общая информация о ребенке | |
ФИО, дата рождения | |
Информация об обучении и воспитании | Учится:
|
Сведения о семье |
|
Жилищные условия |
|
Состояние здоровья |
|
Процессы познания | |
Память |
|
Внимание, работоспособность |
|
Мышление |
|
Личностная и эмоциональная сфера | |
Характер, темперамент, поведение |
|
Эмоционально-волевая сфера и самооценка |
|
Учебные и профессиональные интересы | |
Мотивация к обучению |
|
Интересы |
|
Профессиональные интересы и способности |
|
Коммуникативная сфера | |
Социальные связи со сверстниками |
|
Отношения в семье |
|
ВЫВОДЫ |
По материалам Анны Колесовой,
психолога,
г. Славутич Киевской обл.