Інновації в освітній діяльності
Бурные перемены в жизни человечества в XXI веке заложили основы принципиально новой формации общественных отношений — информационного общества.
Высокие технологии, интернет, глобализация и множество других неизвестных ранее явлений и процессов окружающей действительности порождают новые вызовы и в системе образования — отрасли, которая в наибольшей степени и быстрее всех должна реагировать на подобные вызовы.
Современная украинская система образования не впервые находится на пути своего коренного реформирования и оптимизации. Концепцией Новой украинской школы и нового Закона об образовании определяются ключевые принципы глобальной реформы образовательной сферы, которая стартовала в этом году именно с начального звена.
Вновь, как и ранее при проведении предыдущих образовательных реформ, изменения во всей системе начинаются именно с начального звена, и «начинающие» учителя первыми попадают под удар новых требований, вызовов и изменений.
Як «підступитися» до розробки стратегії та з чого вона має складатися
Что же ждет учителей начальных классов в контексте возможностей применения ими передовых педагогических идей, инновационных технологий и методик обучения в начальном образовании? Прежде чем ответить на этот вопрос, отметим ключевые аспекты деятельности начинающих учителей в свете требований и рекомендаций Новой украинской школы.
Технологии Новой украинской школы
Первый аспект | ||
Четко определены факторы обеспечения качества начального образования |
| |
| ||
| ||
| ||
| ||
Второй аспект | ||
Концепция НУШ определяет миссию начальной школы как |
| |
| ||
| ||
Третий аспект | ||
В Концепции НУШ определены ключевые составляющие ее парадигмы |
| |
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
Четвертый аспект | ||
Концепция НУШ заложила ключевые принципы нового Государственного стандарта начального образования |
| |
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
Пятый аспект | ||
Деление системы начального образования на циклы | І цикл — 1–2 классы | ► организация образовательного процесса на интегрированно-предметной основе с преобладанием игровых методов |
ІІ цикл — 3–4 классы | ► организация образовательного процесса на интегрированно-предметной основе |
Учитывая вышеизложенное, учитель начальных классов имеет право и возможность свободно выбирать любые эффективные и рациональные, по его мнению, методы, приемы и технологии обучения учащихся. И все же Новая украинская школа рекомендует в качестве ключевой для применения именно предметную интеграцию, то есть технологию интегративного обучения на основе синергетического подхода к образовательному процессу.
Именно интеграция в изучении учебных дисциплин, по мнению специалистов, больше всего будет способствовать эффективности образования в начальной школе.
Интегрированное обучение — современная педагогическая технология
В современной педагогической науке интегрированное обучение трактуют как комплексный подход к образовательному процессу и непосредственно к уроку или его части без разделения на отдельные дисциплины. Во всем цивилизованном мире технология интегрированного обучения является необходимым условием для предоставления качественного образования.
В Государственном стандарте начального образования интегрированный подход и собственно интегрированная компетентность ученика определяются как возможность и способность ученика применять знания, умения, навыки и способы деятельности для решения самого широкого круга проблем, относящихся к определенным отраслям и отдельным учебным предметам. Исходя из такого определения, образовательный процесс в начальных классах рассматривают сквозь призму общей картины, а не делят на отдельные дисциплины.
Стоит заметить, что теория интегрированного обучения давно принята на вооружение педагогами, но до сих пор ей не придавали такого значения и не уделяли такого внимания. Интегрированные уроки скорее были приятным исключением, а не общим правилом деятельности педагога, особенно в младших классах.
Сегодня, если учитывать высокую результативность интегративного подхода к образовательному процессу в мире, существует необходимость активного применения интеграции в наших школах.
Интегрированный подход наиболее целесообразен в начальном образовании, так как он применим в нескольких вариантах интеграции:
- в пределах одной учебной дисциплины, когда учитель объединяет на одном уроке изучения нескольких разнотипных тем или разделов;
- в пределах нескольких родственных дисциплин: например, темы по родному языку и литературе, математике и информатике, естествознанию и «Я в мире»;
- в пределах разноплановых и разнонаправленных дисциплин (этот вид интеграции самый тяжелый, но и самый эффективный).
Часто возможен вариант интегрированных уроков, которые проводятся одновременно двумя или более учителями, поскольку разные предметы в начальном звене образования могут преподавать разные педагоги. Для этого требуются дополнительные усилия в отношении синхронизации работы на уроке и алгоритма их общих или раздельных действий с учениками.
Технология формирования критического мышления
Очень близкой к интегрированному обучению по своей сути является технология формирования критического мышления в начальных классах (в первую очередь — на уроках родного языка и чтения). Она обязывает к:
- ведению дискуссий и участию в них всех учеников класса;
- выявлению собственного мнения ученика;
- согласованию новой информации с уже изученной;
- обучению учащихся умению критически рассуждать на основе уже изученного;
- умению сочетать коллективную и индивидуальную работу.
В среде педагогов-практиков эту технологию прежде всего связывают с двумя различными методами:
|
|
|
Учитель записывает ключевое слово на доске (например, «весна»), а дети озвучивают свои ассоциации по этому поводу: птицы прилетели, солнышко, снег растаял, тепло, цветы расцветают, весело — и тому подобное. Когда запас слов исчерпывается, учитель предлагает установить связи между словами, подчеркивая, что не существует правильных или неправильных ассоциаций — все они индивидуальны. Так происходит переход к изучению новой темы, написанию сочинения, контрольной работы и т.п.
|
Другие технологии обучения НУШ
В образовательном процессе в 1-4 классах широко применяются игровые технологии.
Новая украинская школа также рекомендует к применению:
- ИКТ-технологии — посредством демонстрации и собственной работы на интерактивной доске, с ноутбуком, смарт-телевизором с прослушиванием через наушники и т.д., чтобы активизировать память и мыслительные процессы учащихся;
- парно-групповые технологии;
- технологии личностно ориентированного обучения;
- авторские технологии известных мастеров педагогического труда;
- технологии уровневой дифференциации и другие.
Все они при оптимальном применении и сочетании способны значительно усилить эффективность образовательного процесса в начальном звене и получить достойный результат в виде комплекса не знаний, умений и навыков, а компетентностей, необходимых для жизни и дальнейшего обучения младших школьников.